О вреде пустословия

30 июнь 2020 1992 0
Режим чтения

Недавно я поймал себя на мысли, что мы очень много говорим, но, из всего сказанного нами, лишь очень малое количество полезно для нас, в Ахирате и в этом мире.  

Хочу привести хадис нашего Пророка Мухаммада , который имам Ахмад (р.а) передал в своем сборнике Муснад: 

«Иман любого мусульманина не будет правильным, пока его сердце не будет правильным, а сердце - пока  язык не будет правильным».

То есть наш язык — это самый первый инструмент, который влияет на наше сердце. Чем больше мы говорим, тем больше наше сердце заполняется информацией. Чем больше мы говорим полезного, тем больше наше сердце загружается полезной информацией, чем больше пустых слов, тем больше этой пустоты заполняет наши сердца.

Мы можем говорить часами о каком-нибудь футбольном матче или фильме. Вместо этого давайте поговорим пол часа о Величии Аллаха. Нам будет трудно, очень трудно.

Но если мы не говорим о величии Творца, то какое право имеем пустословить?!

Пророк Мухаммад всегда выступал с короткими проповедями, на вопросы отвечал четко и ясно. Это и есть сунна нашего Пророка Мухаммада .

Одним из достоинств арабского языка является то, что он сам по себе короткий. Если привести в пример Кур`ан, который состоит из 600 страниц его перевод будет не 600 страниц, а 750, потому что все другие языки не такие емкие, как арабский. То, что в арабском языке обозначает одно слово, в русском может передаваться словосочетанием из 3-4 слов.  

Сегодня у себя в сториз мы можем выкладывать о себе такие вещи, что самим даже с трудностью верится. И умный, и красивый, и богатый, и бережный, и заботливый, и креативный, и успешный в бизнесе. В общем, столько регалий одному грешному человеку. Но мы должны помнить, что даже праведных халифов Пророк после их смерти призывал называть себя по  именам без регалий и пафоса. Просто Абу Бакр (р.а), Омар (р.а), Усман (р.а), Али (р.а). Но потом пришла имперская культура, когда уже мусльмане завоевали Ирак, Иран, Византию и начали добавлять разные приставки и  титулы. Например: «его величество, его превосвходительство» и др.  Все эти титулы нам в мире не нужны, а в Ахирате мы в них тем более не будем нуждаться, то есть они нам никакой пользы не несут.

 

Язык мой — враг мой

Пророк Мухаммад говорил:

«Если человек возьмет две вещи под контроль, то, что между челюстями и между ногами (постыдные органы), то этот человек попадет в джаннат».

В Кyр`ане Аллах говорит:

«Нет пользы в большинстве того, о чем вы говорите».

Сейчас, мы ежедневно тратим много времени на бесполезное общение в социальных сетях? таких как  WhatsApp, Facebook, Instagram, но если собрать все это время, то можно выучить одну короткую суру  из Кyр`ана. Например, если обсуждать сплетни и домыслы, поведение публично известных скандалистов, которых мы никак не можем изменить, то в этом нет ничего полезного. Вместо этого, нам следует говорить о том, что сейчас происходит, и что мы сможем реально изменить. У всех свое мнение, все эксперты высокого уровня во всех вопросах, все хотят написать комментарий и, конечно, пропиариться. По этому поводу у казахов есть такая мудрость:

«Сам не знай и не слушай тех, кто знает (Өзің білме және білгеннің тілін алма)».

Нужно жить в реальном мире, не стоит создавать виртуальность. Ислам призывает быть реальными, показывать себя такими, какими мы являемся на самом деле.

Пророк  Мухаммад сказал:

«Большинство ошибок человека от того, что он много говорит». 

Вывод из этого хадиса: чем больше мы говорим, тем больше вероятности того, что мы сделаем ошибки. Например, пять слов - две ошибки, десять слов - пять ошибок. Если многословить, то у спрашивающего появляются много вопросов.  Даже А.П. Чехов писал, что краткость — сестра таланта.

Давайте мы этот хадис возьмем на вооружение, и будем тратить время на зикр вместо пустословия. Человек должен научиться молчать, тогда не останется времени на пустую болтовню. 

Уметь слушать — это искусство. То есть человек молчит, слушает и собирает информацию, которая полезна для дуньи или Ахирата. Молчание воспитывает наш нафс. Ученые говорят: если ты знаешь и скажешь, это хорошо, а если промолчишь, то это тоже хорошо. Поэтому праведные предшественники и свет нашей уммы старались быть не многословны, вместо этого они тратили время на полезные вещи. Например, на обучение и написание книг.

Если мы посмотрим труды некоторых из них по объему написанных букв и потраченному на это время, начинаешь думать, когда вообще они успевали есть, пить, спать выполнять другие мирские дела? Но они не только писали свои труды, но и успевали делать зикр, пользуясь даже маленькой возможностью. Некоторые ученые восхваляли Аллаха тогда, когда точили  перья (ручки). Это показывает нам, что каждое мгновение они тратили с умом.

Если мы научимся не тратить время впустую, а бережно управлять им для  саморазвития, на наши семьи, на пользу умме, для нашего Ахирата, тогда мы будем настоящими мусульманами. Это сунна нашего Пророка Мухаммада . Ведь он  говорил:

«Оставление бесполезных вещей является признаком благочестия человека».   

Сегодня, когда перед всем миром стоит проблема короновируса многие из нас, сидя дома, тратят время на бесполезные вещи. Я призываю всех развиваться, читать, записываться на полезные вебинары, онлайн-уроки и дорожить каждой секундой.

 

Максатбек Каиргалиев - устаз Республиканской мечети, Редактор русской версии портала Muslim.kz

Источник: Специально для Muslim.kz

Комментарии Вход