logo
Жаңа
Радио
Регистрация
facebook google google password
Из скольки рак’атов состоит «тарауих намаз»
В наше время некоторые группы распространяют среди соотечественников мнение, что «неправильно совершать «таравих»- намаз в двадцать рак’атов, так как Посланник Аллаха ﷺ совершал не более восьми рак’атов». Из скольки рак’атов состоит «таравих», двадцати или восьми?

Посланник Всевышнего ﷺ «таравих»-намаз в некоторые дни совершал в мечети коллективно, т.е. с джамаатом. Но, ни в одном «сахих» хадисе точно не говорится о количестве рак’атов.

Во время правления второго праведного халифа Омара (да будет доволен им Аллах), было систематизировано совершение «таравих» - намаза коллективно, т.е. с джамаатом в мечетях во время месяца Рамадан по двадцать рак’атов. Начиная с того времени, восток и запад мусульманского мира, то есть весь мусульманский мир совершает «таравих»-намаз состоящего из двадцати рак’атов. Количество рак’атов в «таравих»-намазе согласно всем четырем мазхабам – двадцать. Только в маликитском мазхабе, наряду с этим мнением существует мнение о тридцати шести рак’атах. Ученый ан-Нафрави говорит о том, что мнения многих ученых относительно количества рак’атов в «таравих»-намазе обоснованы, т.е. имеют сильные доказательства, также это относится и к мнению ученых маликитского мазхаба.

Известный ученый маликитского мазхаба ад-Дардир сказал: «Таравих-намаз совершают в двадцать рак’атов после намаза иша. Во время месяца Рамадан совершить полное прочтение Корана («хатим»), прочитывая каждый день по одному «джузу» Корана – мустахаб».

Ибн Хаджар Хайтами так объясняет обоснование маликитского мазхаба о количестве рак’атов таравих-намаза в тридцать шесть: «Жители Мекки после каждого четвертого раката таравиха делали обход вокруг Каабы (делали «таваф»). А жители Медины, так как не могли делать «таваф» вокруг Каабы, заменили это совершением дополнительных шестнадцати рак’атов таравиха».

Известный ученый ханафитского мазхаба Сарахси писал о том, что в ханафитском мазхабе «таравих»-намаз состоит из двадцати ракаатов: «Таравих – не считая витр-намаза двадцать рак’атов», а Касани также передал, что: «Количество рак’атов в «таравих»-намазе – двадцать, и он состоит из десяти приветствий, т.е. совершается по два рак’ата. И это мнение относительно рак’атов, было, в общем признано учеными». Другой известный ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин также сообщил, что количество рак’атов в «таравихе» двадцать, и что большинство ученых придерживается этого мнения, что весь мусульманский мир совершает «таравих»- намаз в количестве двадцати рак’атов.

Знаменитый ученый шафиитского мазхаба Имам ан-Навави сказал: «Согласно нашему мазхабу, количество рак’атов в «таравих»-намазе двадцать. Не считая витр-намаза, после каждых двух рак’атов дается приветствие. Эти двадцать ракаатов делятся на пять «тарвихов» («тарвих» на арабском – короткий перерыв, садиться, отдыхать) Каждый «тарвих» состоит из четырех рак’атов, после каждого второго дается приветствие. Это мнение нашего мазхаба. Этого же мнения придерживались Абу Ханифа и его последователи [1], также Ахмад ибн Ханбал, Абу Дауд и другие ученые…» [2]. Как видно и в шафиитском мазхабе количество рак’атов в «таравих»-намазе также двадцать.

Известный ученый ханбалитского мазхаба Ибн Кудама сказал: «Согласно мнению Абу Абдиллаха (Ахмад ибн Ханбаля) «таравих» состоит их двадцати рак’атов. Этого мнения придерживались Саури, Абу Ханифа, Шафии». Т.е. в ханбалитском мазхабе количество рак’атов в «таравих»-намазе также двадцать. 

Таким образом, согласно всем четырем мазхабам, количество рак’атов в «таравих»-намазе - двадцать.

Доказательство того, что таравих состоит из двадцати рак’атов можно обосновать следующим образом.

Ни в одном «сахих» хадисе точно не говорится о количестве рак’атов, будь то двадцать или восемь. В таком случае доказательством будет служить то, что делали сахабы, т.е. практика сахабов.

Выбранное всеми сахабами количество рак’атов в «таравих»-намазе не может быть какой-то случайностью или «бид’атом» (заблуждением), а наоборот, это мнение, основанное на очень серьезных и весомых доказательствах, берущих начало от мнения самого Посланника Аллаха ﷺ. То есть, сахабы не могли выбарть какое-либо числа рак’атов просто так.

«Таравих»- намаз совершается коллективно, т.е. с джамаатом в мечетях во время месяца Рамадан по двадцать рак;атов со времен правления второго праведного халифа Омара (да будет доволен им Аллах).

Язид ибн Руман: «Во время правления Омара (да будет доволен им Аллах), мусульмане совершали таравих и витр-намаз в общей сложности в количестве двадцать три рак’ата». Абдур-Рахман ибну Абдиль-Кари сказал: «Как-то в одну из ночей Рамадана мы вместе с Халифом Омаром пошли в мечеть и увидели, что каждый совершает намазы по отдельности, была заметна разобщенность мусульман в совершении поклонений. Увидев это, халиф Омар (да будет доволен им Аллах) предложил: «Лучше было бы собрать всех людей за одним имамом». Он сразу же назначил имамом Убай ибн Кааба, и джамаат собрал за ним. В следующую ночь мы вместе с халифом Омаром еще раз пошли в мечеть. На этот раз мы увидели уже не разобщенных в совершении поклонений мусульман, а единый джамаат, совершавший за имамом «таравих»-намаз. Увидев это, Омар сказал (да будет доволен им Аллах): «Как хорош этот «бид’ат» (нововведение)!» [3].   

Во времена Пророка ﷺ мусульмане не собирались в мечети каждую ночь Рамадана с целью совершения «таравих» - намаза с джамаатом. Хотя в начале Посланник Аллаха ﷺ в течение нескольких дней и совершил «таравих»-намаз в мечети, но в последующем он не стал собирать мусульман в мечети для совершения таравиха. И во времена правления первого праведного халифа Абу Бакра  (да будет доволен им Аллах) было также. Позднее, второй праведный халиф Омар (да будет доволен им Аллах) инициировал совершение «таравих»-намаза в мечети с джамаатом и определил количество рак’атов как двадцать. Так как ни один из сахабов не выступил против решения халифа Омара (да будет доволен им Аллах), мы можем полагать, что им было известно об определенном мнении Пророка ﷺ относительно «таравиха». То, что сахабы единогласно поддержали решение халифа Омара (да будет доволен им Аллах), согласно терминологии Ислама является «иджмой» (единогласным мнением авторитетных ученых). А «иджма» наряду со Священным Кораном, Сунной, входит в число источников исламского права.

Необходимо напомнить: согласно требованиям Ахлюc-Сунны следование сунне Праведных халифов Посланника Аллаха ﷺ является обязательным. По этому поводу имеется хадис Посланника Аллаха ﷺ, который приводится в своде хадисов Тирмизи.

Ибн Аббас также передал, что Пророк ﷺ во время месяца Рамадан совершал «таравих»-намаз в количестве двадцать рак’атов. Хотя этот риваят считается слабым, но он подкрепляется иджмой деяний всех сахабов.

Теперь перейдем к аргументам тех, кто говорит что «таравих» состоит из восьми рак’атов. Их основной аргумент – хадис, переданный от Айшы (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Аллаха ﷺ во время месяца Рамадан и в другие месяцы совершал ночью намаз не более одиннадцати рак’атов». Но и эти хадисы также были переданы от Айшы (да будет доволен ею Аллах): «Когда наступал месяц Рамадан, Посланник Аллаха ﷺ очень усердно совершал намазы (также и в ночное время) и очень много делал ду’а», «Посланник Аллаха ﷺ в последние десять дней Рамадана совершал так много поклонений, которые он не совершал в обычные дни». Если приведенный выше хадис «Посланник Аллаха ﷺ во время месяца Рамадан и в другие месяцы читал ночью намаз не более одиннадцати рак’атов» прочитать в контексте с последними двумя хадисами, то станет ясно, Айша (да будет доволен ею Аллах) говоря об одиннадцати рак’атах имела ввиду не «таравих», а «тахажжуд»-намаз и «витр-намаз. Восемь ракаатов из одиннадцати это – «тахажжуд» -намаз, а остальные три это – «витр»-намаз, о котором Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Пусть последним (завершающим) намазом, совершаемый вами будет «витр».



[1] Ученики Абу Ханифы, ученые- муджтахиды Имам Абу Юсуф и Имам Мухаммад.
[2] Имам Абу Закария ан-Навави, ал-Мажмуулъ, 4-том, 38-стр. «Даруль-фикр», Бейрут, 1997 г.
[3] Сахихул-Бухари, 2-том, 707-стр, изд. Дару Ибни Касир, Бейрут, 1987 г. Сунанул-Байхакил-кубра, 2-том, 493-стр, Мактабату Дарил-Баз, Мекке, 1994 г.