История возникновения «Курбан-байрам» (‘Ид Аль-Адха)

21 июль 2020 2960 0
Режим чтения

«Курбан-байрам» (‘Ид Аль-Адха) – праздник жертвоприношения, один из двух великих праздников в Исламе, отмечаемый мусульманами всего мира в 10 день двенадцатого месяца мусульманского календаря – «Зуль-Хиджа».

Праздники для мусульман – это время проявления покорности Господу, благодарности Всевышнему за ниспосланные им блага, время глубокой душевной радости и единения с собратьями по Вере.

Одной из особенностей Праздника «Курбан-байрам» является то, что в этот день и в последующие три дня «Ат-Ташрик» мусульмане совершают Курбан (закланивают животное ради Всевышнего), а затем раздают мясо родным, близким, а также бедным, нуждающимся, даже если это посторонние для них люди. Таким образом, этот великий праздник символизирует милосердие и единение, заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

Сам обряд жертвоприношения, совершаемый мусульманами в этот праздничный день, исполнен благородного воспоминания о поступке Пророка Ибрахима, мир Ему.

Пророк Ибрахим, мир Ему, женился на верующей и благочестивой девушке по имени Сара. Пророк Ибрахим, мир Ему, с Сарой прожили долгую жизнь, но у них не было детей. Сара решила подарить Пророку, мир Ему, свою служанку Хаджар. Она сказала, что, может, Бог дарует ему от этой женщины ребенка. У Хаджар родился сын, которого назвали Исма‘илем. Через 13 лет после его рождения Пророк Ибрахим, мир Ему, получил Откровение, что Бог дарует ему сына от Сары, несмотря на то, что супруги уже были в пожилом возрасте. Пророк Ибрахим, мир ему, просил у Бога даровать ему благочестивых детей. Бог принял его ду`а и даровал ему несмотря на возраст сыновей – Исма‘иля и Исхака. Исма‘иль уже подрос и мог сам о себе позаботиться.

Однажды Пророк Ибрахим, мир ему, увидел сон, в котором ему было повелено принести в жертву своего сына Исма‘иля. А сон Пророка – это Откровение от Бога. Поистине, это величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Творцу и смирение пред Ним – превыше всего!

Ибрахим позвал Исма‘иля, сказав ему:

«Пойдем со мной и принесем жертву ради Бога».

Пророк Ибрахим, мир ему, взял нож и веревку, и они пошли. Когда они дошли до гор, Исма‘иль спросил у отца:

«Где же курбан [Курбан – жертвенное животное]?»

Пророк Ибрахим ответил ему:

«О, сын мой, я видел во сне, что приношу в жертву тебя».

Пророк Ибрахим, мир ему, объяснил своему сыну, что он получил от Бога Повеление принести его в жертву, а затем он спросил его:

«Что ты сделаешь?»

Пророк Ибрахим, мир Ему, объяснил Исма‘илю, что собирается принести его в жертву, выполняя то, что ему повелел Бог, так как он хотел, чтобы Исма‘иль понял все и помог отцу выполнить это Повеление Бога. Тогда Исма‘иль сказал своему отцу:

«Отец мой. Выполни то, что тебе повелел Бог, а я буду терпелив, если даст Бог».

Этим Исма‘иль – благочестивый, благоразумный – показал прекрасный пример поддержки и послушания отцу. Ибрахим очень сильно любил Исма‘иля, к тому же Исма‘иль в течение многих лет жил вдали, и отец сильно тосковал из-за разлуки с сыном. Исма‘иль понимал своего отца, что ему нелегко терять собственного сына. Желая помочь, он указал ему на самый быстрый способ, говоря:

«Покрепче свяжи меня, чтобы я не бился. Постарайся, чтобы моя кровь не попала на твою одежду, а иначе моя мать заметит и будет горевать. Пусть нож быстро пройдет по моему горлу, чтобы мне было легче умирать. А когда увидишь маму, то передай ей от меня салям».

Пророк Ибрахим, мир ему, как любящий отец, горько заплакал, обнял и поцеловал своего сына. Он сказал ему:

«Ты для меня – большая помощь в соблюдении Повелений Бога».

В Священном Кур`ане (Сура «Аc-Саффат», Аят 103) сказано, означающее:

«Пророк Ибрахим с Исма‘илем, мир им, подчинились Повелению Бога. Ибрахим, мир ему, готовясь принести в жертву своего сына, положил его набок».

Некоторые ученые говорили, что он хотел положить Исма‘иля лицом вниз, чтобы не видеть его в тот момент. Когда Пророк Ибрахим, мир Ему, провел по его горлу ножом, нож не резал. Бог не хотел, чтобы это произошло, и нож не резал, потому что нож не создает резание, а это создает Бог. Нож является только причиной резания, а Бог – Создатель и ножа, и резания, то есть и причин, и их последствий. По Воле Бога, нож может не резать, так как причины ничего не создают. Отсюда следует, что, как бы люди ни старались, каждая вещь, будь то нож, огонь или вода, выполняет свое назначение только по Воле Бога. Имам Муджахид сказал, что когда он хотел резать горло, то нож отворачивался, и когда он не смог резать, его сын Исма’иль сказал:

«Ударом заколи меня».

Они оба – и отец, и сын, — хотели исполнить Повеление Всевышнего.

Затем Ибрахим услышал слова Ангела, означающие:

«Ты хотел исполнить то, что ты видел во сне, но взамен твоего ребенка – овца».

Сказано в Кур’ане в Суре «Ас-Саффат», Аят 107, означающее, что взамен Исма’иля в качестве жертвы была дана овца. Покорность Пророка Ибрахима была принята Богом, и за это ему будет великое вознаграждение. Бог дал Ибрахиму, мир ему, облегчение после такого испытания – его сын остался живым. Это испытание показало крепкую Веру и богобоязненность Ибрахима, мир Ему. Взамен Исма‘иля ему было спущено из Рая жертвенное животное – большой баран». Бог дал Пророку Ибрахиму, мир Ему, взамен его сына жертвенное животное – большого белого барана с рогами, который пасся в Раю сорок лет. Пророк Ибрахим, мир Ему, зарезал его в местности Мина.

Готовность пожертвовать сыном, которого он очень любил ради своего Господа, показывает, насколько сильна любовь Пророка Ибрахима, мир Ему, к Богу. Только благочестивый сын мог ответить такой смиренностью. Богобоязненный сын богобоязненного отца покорился Воле Бога. Действительно, это величайшее испытание – принести в жертву сына, родившегося в столь преклонном возрасте, когда он так мечтал о ребенке! Ибрахим доказал свою готовность отдать Господу ценное для него.

Одна из великих историй любви и богобоязненности, поддержки и взаимопонимания — история Пророка Ибрахима, мир ему, и его сына Исма’иля. История о большом испытании, которое Пророк Ибрахим, мир Ему, выдержал с честью! В рассказе о Пророке Ибрахиме, мир Ему, содержится особая мудрость. Размышляя над ним, верующие понимают, как важно быть богобоязненным в любой ситуации: в горе или радости, счастье или беде; насколько важно всегда сохранять искреннюю надежду на Бога, быть готовым с честью встретить любые испытания и вызовы, которые имеют место в нашей жизни.

Жертвоприношение – это одно из благих деяний, к которому побуждал верующих Пророк Ибрахим, мир Ему. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал об этом означающее:

«Сунна (т.е. действия) вашего предка Пророка Ибрахима».

 

По материалам: http://app.islam.life/

Комментарии Вход