Когда беды бывают во благо…

07 ноябрь 2023 467 0
Режим чтения

Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит (смысл):

«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (сура «аль-Анкабут», аят 2).

Всевышний Аллах поведал нам о том, что Его рабов непременно постигнут испытания, благодаря которым правдивые люди отличатся от лжецов, а нетерпеливые – от терпеливых.

Передают со слов Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Верующий и верующая будут подвергаться испытаниям, которые затронут самого человека, его детей и его имущество до тех пор, пока не встретит (человек) Аллаха Всевышнего безгрешным» (имам ат-Тирмизи).

Терпение – это одна из высочайших степеней веры, к которой Ислам побуждает людей. Всевышний Аллах в Кyр`ане возвысил терпение и установил за него большую награду, в Священном Кyр`ане сказано (смысл):

«…Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Сура «Аз-Зумар» аят 10)

Во время бедствий мусульманин должен быть терпеливым, надеяться на милость Аллаха, хорошо думать о своём Господе, стремиться к Его награде, и не должен проявлять недовольства и гнева. Мусульманин знает, если Всевышний Аллах предопределил нечто такое, что ему неприятно: болезнь, смерть близких людей, утрата имущества, или просто его уколола колючка, то во всём этом заключена великая мудрость и польза для человека. Благодаря бедам стираются скверные дела, возвышается степень человека, прибавляются благие дела, и это может стать причиной его входа в Рай. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Какая бы печаль, тревога или что-то другое не постигло верующего,  это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (имам аль-Бухари).

Того, кто при невзгодах не верует в Аллаха должным образом и не объясняет происходящее предопределением Всевышнего Аллаха, а пытается объяснить всё только видимыми причинами, Аллах лишит своей поддержки и вверит его судьбу в его собственные руки. Если же это произойдет, то человек окажется во власти своей души, наполненной страхом и испугом, это для него наказание в этом мире, предвозвещающее наказание в последней жизни за то, что он не проявил должного терпения.

В Священном Кyр`ане сказано (смысл):

«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи» (сура Ат-Тагабун: 11).

Великий алим, суфий, шейх ибн Атаиллях аль-Искандари своей известной книге «Аль-хикам» пишет, что беды для верующего человека подобно соли,  мы знаем, что никакие другие приправы не дают вкус еде как соль, её ничем нельзя заменить, как соль делает вкус еды пригодной, хорошей, так же и беды для человека.

Всевышний Аллах может ускорить наказание за грехи при жизни  человека, наслать на него болезнь, или что-то другое, потому что бедствия очищают мусульманина и стирают его грехи. Если в этом мире он получит наказание за грехи, то встретит Аллаха, будучи чистым от грехов, потому что бедствия и невзгоды уже омыли его душу. Поэтому даже в последний момент некоторым людям дается тяжёлая смерть, чтобы он покинул этот бренный мир чистым. Это милость Аллаха к своим рабам, ведь любые беды этого мира незначительны по сравнению с наказанием Мира Будущего.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если Аллах желает своему рабу блага, то он ускоряет возмездие за его грехи в этой жизни, а если он желает своему рабу зла, то удерживает то, что полагается ему за его грех, до тех пор, пока он не получит сполна в Судный День» (имам ат-Тирмизи).

Если Всевышний Аллах полюбит своего раба, он испытывает его, если он потерпит эти испытание, то Аллах будет доволен им, а если он не только проявит терпение, но и будет доволен решением Аллаха, то Аллах может выбрать его среди других рабов. Поэтому алимы говорят, что человек, которого настигла беда, на самом деле ещё не попал в беду, он попадает в беду, если не проявит терпение, потому что он потерял какую-то долю в этом мире и, вместе с тем, он теряет долю в ахирате, поскольку не проявил терпение. Быть довольными тем, что нам предписано Всевышним Аллахом – это наша обязанность.

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, кто из людей подвергается самым тяжёлым испытаниям, он ответил: «Пророки», я спросил: «А кто после них?», он сказал: «Праведники. Некоторые из них были испытаны бедностью настолько, что не могли найти одежду, в которую можно было бы укутаться, а некоторые из них радовались бедам так, как вы радуетесь благоденствию» (имам ат-Тирмизи).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Удивительное положение верующего: всё что с ним происходит – на благо ему, и это не дано никому, кроме верующего. Если у него случается радость, то он благодарит, и в этом благо для него. Если же его постигает беда, то он терпит, и в этом благо для него» (имам Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) научил нас, какие слова мы должны говорить, когда нас настигнет бедствие, он сказал:

و حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ حَدَّثَنَا أَبُو أُسَامَةَ عَنْ سَعْدِ بْنِ سَعِيدٍ قَالَ أَخْبَرَنِي عُمَرُ بْنُ كَثِيرِ بْنِ أَفْلَحَ قَالَ سَمِعْتُ ابْنَ سَفِينَةَ يُحَدِّثُ أَنَّهُ سَمِعَ أُمَّ سَلَمَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَقُولُ

سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ مَا مِنْ عَبْدٍ تُصِيبُهُ مُصِيبَةٌ فَيَقُولُ

إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

اللَّهُمَّ أْجُرْنِي فِي مُصِيبَتِي وَأَخْلِفْ لِي خَيْرًا مِنْهَا إِلَّا أَجَرَهُ اللَّهُ فِي مُصِيبَتِهِ وَأَخْلَفَ لَهُ خَيْرًا مِنْهَا قَالَتْ فَلَمَّا تُوُفِّيَ أَبُو سَلَمَةَ قُلْتُ كَمَا أَمَرَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَخْلَفَ اللَّهُ لِي خَيْرًا مِنْهُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

 مسلم

«Если мусульманина постигнет беда, и он скажет то, что приказал ему Аллах: «Воистину мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся! (Инна лилляхи ваинна иляйхи раджиун), О Аллах, дай мне вознаграждение в моей беде, и замени мне это лучшим (чем то, что я утратил)», – то Аллах обязательно заменит ему лучшим» (имам Муслим).

Каждому мусульманину, когда его настигает несчастье, следует повторять эти слова.

 

Мухаммад Нурутдинов

По материалам: https://islam.ru/ 

Комментарии Вход