Наставление пятницы: разговоры во время хутбы
В данном случае под разговором подразумеваются абсолютно любые слова, будь то тасбих, салават, или побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:
اِذَا قُلْتَ لِصَاحِبِكَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ أَنْصِتْ وَ الْاِمَامُ يَخْطُبُ فَقَدْ لَغَوْتَ
«Если во время пятничной проповеди ты скажешь своему товарищу «Замолчи», то тем самым совершишь пустое дело» (Бухари, Джума, 36; Муслим, Джума, 3).
В хадисе, переданном от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) говорится:
مَنْ تَكَلَّمَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَ الْاِمَامُ يَخْطُبُ فَهُوَ كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَشْفَارًا وَ الَّذِي يَقُولُ لَهُ أَنْصِتْ لَيْسَ لَهُ جُمُعَةٌ
«Тот, кто разговаривает в то время пятничной проповеди, подобен ослу, нагруженному книгами» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/230).
Кадыхан, передавший мнение Абу Юсуфа, которое в то же самое время являлось и мнением имама Тахави, говорит: «Когда хатиб во время хутбы прочтет аят: «О те, которые уверовали приветствуйте посланника Аллаха», джамаату следует про себя прочесть салават».
Наши алимы говорили: «Человек услышавший этот аят, не должен вслух произносить салават. Наоборот, он должен молчать и слушать. Так как слушать хутбу является фардом. Чтение же салавата пророку является сунной, салават можно произнести и после хутбы».
В книге «Таджнис» говорится: «Если во время чтения имамом хутбы кто-то поприветствует другого человека, то тому необходимо ответить на приветствие. Так как ответ на салям является ваджибом». Однако ответить необходимо так, чтобы это не прервало слушания хутбы. То же самое говорил, и имам Абу Юсуф. Однако правильнее всего в этой ситуации не отвечать на салям. Так как это отвлечет внимание того, кто слушает хутбу. Фетвы выносились в соответствии с этим мнением.
В книге «Ханиййа» говорится: «Во время хутбы не следует никого приветствовать и не следует говорить «ярхамакуллах» чихнувшему».
По материалам: https://islam-today.ru/