Умра — малый хадж

07 декабрь 2023 629 0
Режим чтения

Умра (посещение) — это обход Каабы в состоянии ихрама и совершение са’я между Сафой и Марвой.

 

Описание и значение умры

Умра совершается в любое время, за исключением праздничных пяти дней. Она состоит из вхождения в состояние ихрама, тауафа, са’я и сбривания либо укорачивания волос.

Фарды умры:

• Ихрам
• Тауаф

Ихрам является условием, а тауаф — столпом умры.

Уаджибы умры:

• Са’й (по некоторым мазхабам является столпом)
• Сбривание или укорачивание волос (по ханафитскому и маликитскому мазхабам является уаджибом, по шафиитскому и ханбалитскому — рукном (столпом)).

По ханафитскому и маликитскому мазхабам совершение умры раз в жизни является сунной муаккада, по шафиитскому и ханбалитскому — фардом.

Микаты умры:

Для приезжающих из-за пределов Мекки микатами умры являются микаты хаджа. Для находящихся на территории Хилль микатом является Хилль. Для находящихся в Мекке (как местных жителей, так и иностранцев) микатом для совершения умры является Хилль. В таком случае они входят в состояние ихрама за пределами Харама (в Тан’име, Джухфе, Худайбие).

 

Достоинство умры

Всевышний Аллах говорит:

وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ

«Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (Сура Аль-Бакара, аят 196)

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَيْنَهُمَا، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلَّا الجَنَّةُ

«Умра (малое паломничество) до следующей умры является искуплением грехов между ними. Наградой за принятый хадж является только Рай» (Аль-Бухари, т.2, cтр. 198, Муслим, 1349)

Сообщается со слов ибн Мас’уда (радиаЛлаху ‘анху) что посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Совершайте хадж и ’умру регулярно, ибо они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа, золота и серебра. А за безупречный хадж нет иной награды, кроме Рая» (ат-Тирмизи, 810; ан-Насаи, 2631)

Умар (радиаЛлаху ‘анху) попросил у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) позволения отправиться в умру. Тот дал ему разрешение, сказав:

«О брат, не забывай нас в своих молитвах» (Cунан Ибн Маджа)

Когда Аиша (радиаЛлаху ‘анха) собиралась совершить умру, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

وَلَكِنَّهَا عَلَى قَدْرِ نَفَقَتِكِ أَوْ نَصَبِكِ

«Ты получишь награду за свою усталость и затраты» (Аль-Бухари 1787)

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Умра, совершенная в рамадан, приравнивается к совершению хаджа вместе со мной» (Сунан Абу Дауд, Сахих ибн Хиббан)

Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса (радиаЛлаху ‘анху), что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

فَإِذَا كَانَ رَمَضَانُ اعْتَمِرِي فِيهِ، فَإِنَّ عُمْرَةً فِي رَمَضَانَ حَجَّةٌ

«Когда настанет месяц рамадан, соверши умру, ибо умра в рамадан равнозначна хаджу» (аль-Бухари 1863, Муслим 1256)

В хадисе речь идет о том, что награда за умру совершенную в рамадане равнозначна хаджу, но это не означает, что умра в рамадане может заменить собой совершение полноценного хаджа. (См.: “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/438 имама Ибн Батталя, и “Шарх Сахих Муслим” 9/285 имама ан-Навави)

 

Совершение Умры

Паломники, отправляющиеся на хадж из Турции, не входят в состояние ихрама, если они направляются в Медину. Они входят в состояние ихрама после посещения священных мест в Медине, в своей гостинице или Зуль-хулайфе (Абьяр Али).

Паломники, которые сразу направляются в Мекку, должны войти в состояние ихрама дома, либо в аэропорту, либо в самолете до пересечения миката. Те, кто путешествует по земле, должны войти в состояние ихрама в одном из микатов. Для паломников из Турции микатом является Джухфа.

Тот, кто собирается совершить умру, должен подстричь ногти, удалить волосы под мышками и в паху, при необходимости подстричь волосы, бороду и усы, совершить гусль (по возможности) или вуду, умаститься благовониями, снять всю одежду и надеть ихрам, состоящий из двух частей (риды и изара).

Он совершает два раката намаза-ихрам (за исключение времени «карахат», когда совершение молитвы нежелательно), что является сунной. Затем произносит намерение на совершение умры:

«О Аллах, я собираюсь совершить умру ради Твоего довольства. Облегчи мне ее и прими от меня».

После намерения трижды читается тальбия:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Ляббайк Аллахумма ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка ляббайк. Инна’ль хамда уа-н’нимата ляка уа’льмульк. Ля шарика ляк

«Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»

Так паломник входит в состояние ихрама. До выхода из состоянии храма ему не разрешается браниться, пререкаться, охотиться, носить шитую одежду, носить чалму и кожаные носки, покрывать голову и лицо, использовать благовония, подстригать ногти, брить волосы и бороду. Он может использовать только мыло без запаха.

Он должен приветствовать верующих улыбкой и никому не причинять неудобств. Достигнув Каабы, он продолжает повторять такбир, тахлиль, салауат и тальбию.

Достигнув Мекки, он по возможности совершает гусль, если это невозможно, то совершает вуду, и, повторяя тальбию, направляется к Каабе. Входя в Запретную Мечеть с правой ноги, он говорит:

Бисмилляхи уа’ль-хамдулилляхи уа’с-саляту уа’с-саляму аля расулиллях. Аллахуммафтах ли абуаба рахматикя уа а’инни аля зикрикя уа шукрикя уа хусни ибадатикя йа архама’р-рахимин. Аллахумма анта’с-саляму уа минкя’с-салям уа иляйка йарджи’у’с-саляму хаййина раббана биссалями уа адхыльна дара’с-салями табаракта раббана уа та’аляйта йа за’ль-джаляли уа’ль-икрам

Увидев Каабу, он со слезами на глазах приветствует ее, говоря «Аллаху акбар». Подняв руки, он произносит дуа:

«О Аллах, удостой меня посещения Каабы, Твоего прощения, Твоей милости, Твоего света. Прими мои дуа».

После дуа он направляется к Черному Камню для совершения тавафа умры и для «идтиба» пропускает верхнюю часть ихрама под правой рукой, набрасывая его на левое плечо, и оставляя правое плечо непокрытым. Издиба является сунной и сохраняется до завершения тавафа. Перед совершением тавафа умры он произносит следующее намерение:

«Аллах, я собираюсь совершить таваф умры ради Твоего довольства. Облегчи мне его и прими от меня».

Затем он направляется к Черному Камню. Если это возможно, он целует его, не причиняя неудобств другим. В противном случае, повернувшись к Черному Камню, произносит «Бисмилляхи Аллаху акбар», приветствует его и целует ладонь правой руки. После этого произносит такбир, тахмид и салауат.

В первых трех шавтах от Черного Камня до Рукн Йемани он совершает «рамаль» (ходьба быстрыми и короткими шагами, с горделивой осанкой). Затем он начинает обход Каабы таким образом, чтобы она находилась слева от него. Тауаф совершается за пределами Хатема. Те, кто не знает специального дуа для тавафа, могут читать любые дуа.

Достигнув Рукн Йемани, он совершает приветствие, но не целует свою ладонь. Подойдя к Черному Камню, он завершает первый шавт. Он снова приветствует Черный Камень и начинает второй шавт. Обойдя вокруг Каабы семь раз, он завершает таваф умры и покрывает плечо. Затем он совершает два раката намаза-тауаф, являющегося уаджибом, в макаме Ибрахима или, если это невозможно, в любом другом месте Харам аш-Шариф. В первом ракаате после суры «Аль-Фатиха» читается сура «Кафирун», а во втором — сура «Аль-Ихлас». Затем он пьет воду Зам-зам и читает дуа.

После этого он выражает намерения для совершения са’я умры:

Аллахумма инни уриду ан ас’а ма байна сафа уаль маруа саб’ата ашуатин са’яль умрати лилляхи таля азза уа джалля

Он направляется к Марве для совершения первого шавта, читая любые дуа.

Поравнявшись с зеленым столбом, мужчины совершают «харвалу» — бегут до второго зеленого столба. Между этими двумя столбами он произносит следующее дуа:

Раббигфирли уархам уа’фу уатакаррам, уатаджаваз ‘амма та’ляму, иннакя та’ляму ма ля на’ляму, иннакя антаЛлаху-ль’-а’аззуль-акрам

После второго зеленого столба паломник идет обычным шагом. Достигнув Марвы, он поворачивается к Каабе. Как и на Сафе, он произносит такбир, зикр и дуа. Так он завершает первый шавт са’я. Затем он идет от Марвы к Сафе, совершая остальные шавты так же, как и первый. Четыре раза онидет от Сафы к Марве и три раза от Марвы к Сафе, делая семь шавтов. Затем он сбривает или укорачивает волосы и выходит из состояния ихрама (запреты ихрама больше на него не распространяются).

Желательно совершить два раката намаза-ташаккур (благодарности). С позволения Аллаха, так он завершает свою умру.

Условия, столпы, уаджибы и сунны хаджа, связанные с тауафом, са’ ем и бритьем волос, распространяются и на умру. Запреты хаджа относятся и к умре. Умра является сунной муаккада, ее можно повторять даже в течение одного дня. Многократное совершение умры является мустахабом. Семь тауафов приравниваются к одной умре, а три умры приравниваются к одному хаджу. (Любаб Шархи, стр. 308)

 

Умры Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям)

Катада (радиаЛлаху ‘анху) передал: «Я спросил Анаса (радиаЛлаху ‘анху): «Сколько раз Посланник Аллаха сделал умру?», и он ответил: «Четыре раза»:

1. На шестом году хиджры в месяц Зу’ль-Када, когда ему пришлось совершить ихсар (прерывание) в связи с договором в Худайбие.

2. Умра на седьмом году хиджры как возмещение предыдущей умры.

3. Умра при разделе военной добычи после похода на Хунайн, на совершение которой он выразил намерение в Джиране.

4. Умра, совершенная вместе с хаджем во время прощального хаджа.

Катада (радиаЛлаху ‘анху) сообщил: «Я спросил: «Сколько раз Посланник Аллаха совершил хадж?». Он ответил: «Один раз». Это был прощальный хадж. (Фатху’ль-А‘лям, т.4, стр. 234)

 

Из книги «Путеводитель паломника: Хадж и Умра», стр. 187-196

По материалам: https://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход