ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ МАЛИК ИБН АНАС

29 декабрь 2020 380 0
Режим чтения

Малик ибн Анас (97–179 гг. х.) – великий имам, основатель маликитского мазхаба, хадисовед, автор сборника «Муватта».

От имама Малика передаётся несколько высказываний относительно аятов и хадисов, буквальный смысл которых указывает на подобие между Всевышним Аллахом и Его творениями.

Самое известное высказывание имама Малика – это его ответ человеку, который спросил об истава. Есть разные версии этой истории, но по смыслу все они практически одинаковы. Мы приведём наиболее распространённую версию.

Передаётся, что Яхья ибн Яхья сказал:

كنا عند مالك بن أنس فجاء رجل فقال: يا أبا عبد الله، {الرحمن على العرش استوى} فكيف استوى؟ قال: فأطرق مالك برأسه حتى علاه الرحضاء ثم قال: الاستواء غير مجهول، والكيف غير معقول، والإيمان به واجب، والسؤال عنه بدعة، وما أراك إلا مبتدعا. فأمر به أن يخرج

«Мы были у Малика ибн Анаса, когда к нему явился некий человек и сказал: “О Абу Абдуллах! «Милостивый над Троном истава» (Та Ха: 5), а как [Он совершил] истава?” Малик опустил голову, покрылся испариной, а затем сказал: “Истива не является чем-то неизвестным, но вопрос «как» – немыслим (абсурден), вера в это обязательна, а вопрос об этом – новшество. Я вижу, что ты приверженец нововведений”, – и приказал вывести его» (Аль-Байхаки, «Аль-Асма ва Сифат», 2/305)

Также эту историю передал Аль-Лялякаи в книге «Шарх усуль итикад Ахли-Сунна» (3/441) и Абу Нуайм аль-Асбахани – в «Хильят уль-Авлия» от Джафара ибн Абдуллаха.

Как понимать эти слова?

Для этого мы обратимся к книгам учёных Ахлю-Сунна.

«Истива не является чем-то неизвестным» (الاستواء غير مجهول). В других версиях сказано «истива известно», но смысл один.

У учёных два толкования этого выражения:

а) то есть лексическое значение «истива» известно в арабском языке и не является чем-то непонятным.

Кади Абу Бакр Ибн аль-Араби аль-Малики (468–543 гг. х.) сказал в книге «Аридатуль Ахвази» (2/236):

كما قال مالكٌ وغيره ، إن الاستواءَ معلومٌ يعني مورِدُه في اللغة

«Как сказал Малик и другие: “Истава известно”, – то есть известно его значение в арабском языке».

Имам аль-Куртуби (600–671 гг. х.) сказал в тафсире (9/239):

كما قال مالكٌ رحمه الله : الاسْتِوَاءُ مَعْلُومٌ يعني في اللغة

«Как сказал Малик, истива известно, то есть известно [его значение] в арабском языке».

Имам Шамсуддин ибн аль-Лябан аль-Мисри аш-Шафии (679–749 гг. х.) сказал:

قوله و الإستواء غير مجهول ، أى أنه معلوم المعنى عند أهل اللغة

«Его слова “истива не является чем-то неизвестным” означают, что смысл слова “истива” известен языковедам-арабистам» («Итхаф», 2/82);

б) то есть то, что Аллаху свойствен атрибут «истива», известно, поскольку об этом сказано в Кyр`ане.

Это мнение высказал имам Ибн Куддама аль-Макдиси (541–620 гг. х.) в книге «Замму Таъвиль» (с. 26):

وقولهم الاستواء غير مجهول أي غير مجهول الوجود لأن الله تعالى أخبر به وخبره صدق يقينا لا يجوز الشك فيه ولا الإرتياب فيه فكان غير مجهول لحصول العلم به

«Истива не является чем-то неизвестным, то есть его наличие небезызвестно, так как Всевышний Аллах сообщил о нём, а Его сообщение – ясная истина, относительно которой не дозволены колебания, и в ней нет ни малейшего сомнения, это стало известным по причине того, что об этом было ниспослано знание».

Далее идут слова имама Малика: «вопрос “как” – немыслим (абсурден)» (والكيف غير معقول).

И тут также есть два значения:

а) ответ на вопрос «как» ведёт к приписыванию Аллаху образа и телесных качеств, что немыслимо и абсурдно само по себе.

Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики сказал в «Аридатуль Ахвази» (2/236):

والكيف غيرُ معقولٍ أي يستحِيل في حقِّ الله سبحانه وتعالى

«“Как – немыслимо” – то есть недопустимо в отношении Всевышнего Аллаха».

Также Абу Бакр ибн аль-Араби сказал в книге «Аль-Масалик фи шарх Муватта Малик» (3/452):

فيتحصَّل لك من كلام إمام المسلمين مالك؛ أنّ الاستواء معلومٌ، وأنّ ما لا يجوز على الله منه غير معقولٍ وغير متعيَّنٍ. وقد حَصَلَ لك التَّوحيد والإيمان بِنَفْيِ التَّشَبيه والمُحَالِ على اللهِ

«Поэтому из слов Малика – имама мусульман – ты должен сделать вывод, что слово “истава” известно, а недопустимые в отношении Аллаха его значения немыслимы (абсурдны) и являются неопределёнными. Таким образом, ты достигаешь единобожия и веры посредством отрицания уподобления и абсурдных утверждений в отношении Аллаха».

Имам Шамсуддин ибн аль-Лябан аль-Мисри аш-Шафии (679–749 гг. х.) сказал:

فقوله كيف غير معقول ، أى كيف من صفات الحوادث ، و كل ما كان من صفات الحوادث فإثباته فى صفات الله تعالى ينافى ما يقتضيه العقل ، فيجزم بنفيه عن الله سبحانه . قوله و الإستواء غير مجهول ، أى أنه معلوم المعنى عند أهل اللغة

«Так вот, его слова: “как – немыслимо”, – то есть вопрос “как” относится к признакам творений, а утверждение всего того, что является признакам творений, в качестве атрибутов Всевышнего Аллаха противоречит тому, чего требует разум. Поэтому он с уверенностью отверг это в отношении Аллаха, Пречистого от недостатков» («Итхаф», 2/82)

Имам аль-Карафи аль-Малики (умер в 684 г. х.) сказал в книге «Аз-Захира» (13/242):

وقوله : ( والكيف غير معقول ) معناه : أن ذات الله لا توصف بما وضعت له العرب لفظ كيف , وهو الاحوال المتنقلة والهيئات الجسمية … فلا يعقل ذلك فى حقه لا ستحالته فى جهة الربوبية

«Слова имама Малика “как – немыслимо” означают, что сущности Аллаха невозможно придать тот смысл, который арабы вложили в слово “как”, то есть “состояния, которые изменяются” и “телесные строения”. Приписывание этого всего Аллаху не является разумным, потому что абсурдно представить, чтобы Господь обладал этими качествами»;

б) то есть познать, «как это» – невозможно, поскольку в Коране и Сунне ничего об этом не сказано.

Имам Ибн Куддама аль-Макдиси сказал в книге «Замму Таъвиль» (с. 26):

وقولهم الكيف غير معقول لأنه لم يرد به توقيف ولا سبيل إلى معرفته بغير توقيف

«И их слова “как – немыслимо” основываются на том, что этого нет в Послании, а без Ниспослания нет пути к постижению этого».

 

Далее надо обратить внимание на два важных момента:

1. ашариты, матуридиты и асариты единогласны в том, что слова имама Малика указывают на тавфид.

Например, имам аль-Куртуби, говоря о тафвиде, сказал:

قال بعضهم : نقرَؤها ونؤمِن بها ولا نفسِّرها ، وذهَب إليه كثيرٌ من الأئمة ، وهذا كما روي عن مالك رحمه الله أن رجلا سأله

«Некоторые из них сказали: “Мы читаем эти аяты, верим в них и не разъясняем их”. Этого мнения придерживаются множество имамов. И это передаётся от Малика, когда человек спросил…».

Мулла Али аль-Кари (умер в 1014 г. х.) сказал в книге «Давуль маъали шарху Бадиль Амали» (с. 45):

ومختارُ السّلفِ عدمُ التأويل , بل اعتقاد التنزيل مع وصْف التنزيه له سبحانه عما يوجِب التشبيهَ , وتفويضُ الأمرِ إلى الله وعلمِه في المراد به , كما قال الإمام مالك

«[Саляфы выбрали] верить в ниспосланное и в описание Всевышнего, абсолютно очищенное от всего того, из чего вытекает ташбих, и оставляли знание о том, что имеется в виду, на Аллаха, согласно тому, как сказал имам Малик: “Истава известно, как – неизвестно, вопрос об этом – новшество, вера в него обязательна”».

Имам Ибн Куддама, доказывая в книге «Замму Таъвиль», что тафвид был методом праведных саляфов, приводит в качестве доказательства в том числе слова имама Малика. Также  и остальные учёные Ахлю-Сунна из числа ашаритов, матуридитов и асаритов.

Мы верим, что в Кyр`ане говорится, что Аллах совершил истава над Троном. Смысл этого слова в арабском языке известен. Мы не говорим, что оно бессмысленное. Однако что означает слово «истава» в отношении Аллаха, нам неизвестно, а буквальный смысл, известный нам, не годится в отношении Аллаха. Поэтому вопрос «как» абсурден, ибо буквальное значение слова «истава» не подходит Сущности Аллаха. Вот что имеется в виду;

2. слова имама Малика явно указывают на то, что он считал аят об истава принадлежащим к числу муташабихат (с неясным смыслом).

Если бы аят об «истива» был из числа мухкамат (ясных), то у имама Малика не было бы такой реакции, и он не обвинил бы спрашивающего в нововведении. Когда человек спрашивает о смысле ясного аята, то ему отвечают, разъясняя аят, ведь он не совершает ничего плохого. А порицается говорить только об аятах муташабихат (неясные). И в этом имам Малик последовал за праведным халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, который ударил палкой человека, спрашивавшего об аятах муташабихат. Суровое отношение к подобному имам Малик унаследовал от Умара ибн аль-Хаттаба.

Хафиз Абу Мухаммад ад-Дарими (181–255 гг. х.) передал в своём сборнике хадисов «Сунан» следующий рассказ:

أخبرنا أبو النعمان حدثنا حماد بن زيد حدثنا يزيد بن حازم عن سليمان بن يسار أن رجلا يقال له صبيغ قدم المدينة فجعل يسأل عن متشابه القرآن فأرسل إليه عمر وقد أعد له عراجين النخل فقال من أنت قال أنا عبد الله صبيغ فأخذ عمر عرجونا من تلك العراجين فضربه وقال أنا عبد الله عمر فجعل له ضربا حتى دمي رأسه فقال يا أمير المؤمنين حسبك قد ذهب الذي كنت أجد في رأسي

«Абу ан-Ну’ман передал нам от Хаммада ибн Зейда, он – от Язида ибн Хазима, а он – от Сулеймана ибн Ясара: “Человек, которого звали Сабигъ, пришёл в Медину и стал спрашивать о неясных аятах (муташаббих) в Кyр`ане. Халиф Умар послал за ним людей, предварительно подготовив пальмовые палки. Умар спросил его: «Кто ты?» Тот ответил: «Я раб Аллаха Сабигъ». И тогда Умар взял палку, ударил его и сказал: «Я раб Аллаха Умар». Он стал бить его так, что у него даже пошла кровь из головы. И Сабигъ сказал: «Хватит, о повелитель правоверных! Ушло то, что было у меня в голове»”».

Для псевдосалафитов же аят об истава и ему подобные относятся к числу ясных аятов (мухкам), как и ответ на вопрос об их значении. Но это явно отличается от методологии имама Малика и в целом имамов-саляфов.

Псевдосалафиты давно уже сделали аят об истава ответом на вопрос «Где Аллах?», что, безусловно, является заблуждением и запретным нововведением.

В одной из версий сообщается, что имам Малик сказал «как – неизвестно» (الكيف مجهول). Даже если принять эту версию, то имеется в виду, что мы не знаем реальную действительность (хакыка) «истива» в отношении Аллаха, а не то, что образ есть, но неизвестен нам.

Другие известные слова имама Малика также указывают на то, что он, как и большинство саляфов, придерживался тафвида.

От Аль-Валида ибн Муслима (умер в 195 г. х.) передаются следующие слова:

ثنا الوليد بن مسلم قال: سئل الأوزاعي ومالك وسفيان الثوري والليث بن سعد عن هذه الأحاديث التي جاءت في التشبيه، فقالوا: أمروها كما جاءت بلا كيفية.

«У аль-Ауза’и, Малика, Суфьяна ас-Саури и Лейса ибн Са’да спрашивали об этих хадисах, в которых, на первый взгляд, есть ташбих, на что они отвечали: “Проходите их так, как они дошли, без придания образа”» (Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра», 3/3)

Что значит «проходить их так, как они дошли»?

Хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали (508–597 гг. х.) прокомментировал высказывание многих саляфов «проходим их так, как они дошли» следующим образом:

ومعنى الإمرار عدم العلم بالمراد منه مع اعتقاد التنزيه

«Прохождение текстов так, как они пришли, означает незнание того, что в них подразумевается, вкупе с убеждением, что Аллах чист от всяких недостатков» (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх-уль-Бари», 6/40)

То есть аяты и хадисы, буквальный смысл которых внушал мысль о подобии Аллаха (ташбих) творениям, они проходили как есть, не углубляясь в их смысл, не толковали и не придавали словам образ. А это и есть тафвид. И этому следовал имам Малик.

Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил:

وقال علي حدثوا الناس بما يعرفون أتحبون أن يكذب الله ورسوله

«Говорите людям то, что они поймут! Разве вы желаете, чтобы Аллаха и Его Посланника отвергли?!» (Аль-Бухари)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) сказал в «Фатх уль-Бари» (1/391), комментируя это высказывание:

وفيه دليل على أن المتشابه لا ينبغي أن يذكر عند العامة . ومثله قول ابن مسعود : » ما أنت محدثا قوما حديثا لا تبلغه عقولهم إلا كان لبعضهم فتنة » رواه مسلم . وممن كره التحديث ببعض دون بعض أحمد في الأحاديث التي ظاهرها الخروج على السلطان ، ومالك في أحاديث الصفات ،

«Это предание содержит довод в пользу того, что не следует рассказывать неясные тексты (муташабихат) перед простыми людьми. О том же говорят слова Ибн Мас’уда: “Не обращайся к людям с такой речью, которую не способны понять их умы, иначе некоторые из них впадут в смуту” (Муслим). Среди тех, кто не одобрял рассказывание некоторых хадисов, был имам Ахмад. Он не одобрял повествования хадисов, буквальный смысл которых указывает на бунт против правителя; Малик не одобрял повествования хадисов о божественных сифатах».

Нас интересует позиция имама Малика относительно рассказывания хадисов о сифатах перед простыми людьми.

Это то, что передал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайравани (310–386 гг. х.) в книге «Китаб аль-Джами’» (с. 24):

قيل : فمَن تحدَّث بالحديثِ « إنَّ اللهَ خلَق آدمَ على صورتِه » و « أنَّ اللهَ يكشِف عن ساقِه يومَ القيامةِ » , و « أنَّه يُدخِل يدَه في جهنَّمَ فيُخرِج مِنها مَن أراد » فأنكر ذلك إنكاراً شديداً , ونهى أنْ يُحدَّثَ به قيل : قدْ تَحَدَّث بِه ابنُ عَجْلانٍ قال : لمْ يكُنْ مِن الفُقهاءِ ولمْ يُنكِر مالكٌ حديثَ التَّنزُّل ولا حديثَ الضَّحك قيل : فحَديث: إن العرشَ اهتَزَّ لموْتِ سعدٍ قال: لا يُتَحَدَّث به , وما يدعو الإنسانَ إلى الحديثِ بذلك وهو يرَى ما فيه مِن التَّغرير

«Спросили Малика о тех, кто рассказывает хадисы: “Поистине, Аллах сотворил Адама по его образу (сурат)”, “Поистине, Аллах раскроет голень (сак) в день Суда”, “Он введёт руку (йад) в огонь, чтобы вывести из него того, кого пожелает”, — и он высказал сильное порицание этого и запретил рассказывать такое. Ему сказали: “Ибн Аджлян рассказывает это”. Малик сказал: “Ибн Аджлян не был из числа факыхов”. Малик не отрицал хадис о нисхождении и хадис о смехе. Некоторые спросили: “А хадис «Трон сотрясся со смертью Са’да»?”, а он сказал: “Это нельзя рассказывать. Что побуждает человека рассказывать подобное, если он видит, как это может ввести в заблуждение?”».

Аз-Захаби передал это с иснадом в книге «Сияр», 8/104. Также это передал Аль-Абхури в труде «Шарху джами мухтасар ибн Абдиль-Хакам», с. 162.

В чём причина такого отношения имама Малика? Почему он считал, что это может ввести в заблуждение?

Хафиз аз-Захаби считал, что дело в том, что для имама Малика достоверность этих хадисов не была подтверждена.

Аз-Захаби (673–748 гг. х.) сказал в труде «Сияр» (8/104):

قلت : أنكر الإمام ذلك ، لأنه لم يثبت عنده ، ولا اتصل به ، فهو معذور… فقولنا في ذلك وبابه : الإقرار ، والإمرار ، وتفويض معناه إلى قائله الصادق المعصوم .

«Имам Малик отрицал это, потому что оно не было установленным, по его мнению, и у него не было непрерывной цепочки. Поэтому у имама есть оправдание… Наше мнение касательно этого раздела (то есть хадисов о сифатах): подтверждение, прохождение, и оставление знания о его смысле на того, кто высказал его – правдивого, непогрешимого».

Но маликиты видели причину не только в этом.

В числе ранних маликитских факихов имам Абу Бакр аль-Абхари (289–375 гг. х) сказал в труде «Шарху джами мухтасар ибн Абдиль-Хакам» (с. 162):

إنما كره أن نتحدث بهذه الأشياء من قبيل أنها ليست صحيحة الإسناد عنده ، ولا يجوز أن تضاف إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم ويتحدث عنه ما ليس بصحيح الرواية عنه ولأن في ذلك ضربان من التشبه ، والله يتعالى عن التشبه بخلقه، قال الله تعالى لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ

«Нам не стоит разговаривать об этих вещах в том смысле, что они не достоверны цепочкой, по его мнению, и нельзя приписывать это Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и передавать то, что не передано достоверно от него. В том числе потому, что в этом заключается один из видов уподобления, а Аллах Превыше того, чтобы быть похожим на творения. Сказал Аллах: “Нет ничего подобного Ему”».

По мнению аль-Абхари, имам Малик не любил, когда людям рассказывали эти хадисы, поскольку они могли впасть в ташбих (уподобление Аллаха творениям).

Другой авторитетный маликитский факих и мухаддис Кади ‘Ийяд ибн Муса (476–544 гг. х.) сказал в книге «Аш-Шифа» (2/251):

ورحِم اللهُ مالكاً فلقَد كرِه التحدُّثَ بمثلِ ذلك مِن الأحاديث المُوهِمةِ للتشبيه والمُشكِلةِ المعنى وقال : ما يدعُو الناسَ إلى التحدُّثِ بمثلِ هذا فقيل له إنَّ ابنَ عجْلانَ يحدِّث بها فقال لم يكنْ مِن الفقهاء

«Да помилует Аллах Малика, ведь он не любил, чтобы рассказывали хадисы, внушающие уподобление, с проблемным смыслом. Он говорил: “Что же побуждает людей рассказывать такое?” Ему сказали: “Поистине, Ибн Аджлян рассказывает их”, — на что он ответил: “Он не был факихом”».

Этого же мнения придерживались такие маликитские учёные, как Ибн Рушд аль-Джадд (450–520 гг. х.), Ибн аль-Хадж (умер в 737 г. х.) и другие.

Большой мухаддис, хафиз Ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368–463 гг. х.) сказал в книге «Тамхид» (7/150-152), комментируя слова имама Малика:

وإنما كره ذلك ملك خشية الخوض في التشبيه بكيف هاهنا

«Имам Малик не любил этого, боясь попасть в ташбих вопросом “как”».

Далее Ибн Абдиль-Барр сказал:

وقال يحيى بن إبرهيم بن مزين إنما كره ملك أن يتحدث بتلك الأحاديث لأن فيها حدا وصفة وتشبيها والنجاة في هذا الانتهاء إلى ما قال الله عز وجل ووصف به نفسه بوجه ويدين وبسط واستواء وكلام … فليقل قائل بما قال الله ولينته إليه ولا يعدوه ولا يفسره ولا يقل كيف فإن في ذلك الهلاك لأن الله كلف عبيده الإيمان بالتنزيل ولم يكلفهم الخوض في التأويل الذي لا يعلمه غيره

«Яхья ибн Ибрахим ибн Мазин (умер в 260 г. х.) сказал: “Малик не любил, когда вели эти разговоры! Потому что в них (упоминалось) ограничение, качества и уподобление. Спасение же и убежище в том, что сказал Аллах и чем Он Сам описал Себя, например, ваджх (лик), ядани (две руки), баст (расстилание), истива, калям (речь)… Пусть же говорящий на эти темы говорит лишь то, что сказал Аллах. Пусть же он сделает это концом своих слов, не переступает через это и не разъясняет [смысл этого]. Пусть он не говорит: «Как это?», потому что в этом кроется погибель. Ведь Аллах обязал Своих рабов уверовать в Ниспосланное Откровение, а не обязывал их погружаться в их толкование, о котором не знает никто, кроме Него”».

Яхья ибн Ибрахим ибн Мазин, один из ранних маликитов, подтверждает, что тексты о сифатах следует оставлять как есть, без толкования и разъяснения их значения, поскольку никто не знает их смысла, кроме Аллаха. И это отсылка к седьмому аяту суры аль-Имран, где говорится о наличии в Книге Аллаха ясных (мухкам) и неясных (муташабихат) аятов и о том, что «толкования не знает никто, кроме Аллаха».

От имама Малика передаётся аллегорическое толкование (таъвиль) хадиса, в котором сообщается, что Всевышний Аллах каждую треть ночи совершает нузуль (букв.: нисходит). Имам Малик сказал, что под этим имеется в виду нисхождение его повеления и милости.

Хафиз Ибн Абдиль-Барр (368–463 гг. х.) сказал в книге «Ат-Тамхид» (7/144):

وقد قال قوم من أهل الأثر أيضا إنه ينزل أمره وتنزل رحمته وروى ذلك عن حبيب كاتب ملك وغيره …وقد روى محمد بن علي الجبلي وكان من ثقات المسلمين بالقيروان قال حدثنا جامع بن سوادة بمصر قال حدثنا مطرف عن مالك بن أنس أنه سئل عن الحديث إن الله ينزل في الليل إلى سماء الدنيا فقال مالك يتنزل أمره

«Группа из числа приверженцев хадиса (ахлю-хадис) сказала, что нисходит Его повеление и Его милость. Передаётся это от Хубайба, писаря Малика, и от других… Мухаммад ибн Али аль-Джабали, а он один из надёжных мусульман Кайравана, передал, что Джами ибн Савадат рассказал ему, что Мутарриф передал ему от Малика ибн Анаса, что его спросили о хадисе “Аллах янзилю (букв. нисходит) к нижнему небу”, и он ответил: “Нисходит Его повеление”».

Далее Ибн Абдиль-Барр сказал:

وقد يحتمل أن يكون كما قال مالك رحمه الله على معنى أنه تتنزل رحمته وقضاؤه بالعفو والاستجابة وذلك من أمره أي أكثر ما يكون ذلك في ذلك الوقت والله أعلم ولذلك ما جاء فيه الترغيب في الدعاء

«Возможно, всё так, как сказал Малик, в том смысле, что нисходит Его милость, прощение и ответ (на дуа), а это Его повеление – то есть то, что в большинство случаев это (милость, прощение и ответ на дуа) нисходит в это время, а Аллах знает лучше. Поэтому в хадисе заключается побуждение к мольбе».

Хафиз аз-Захаби сказал в труде «Сияр» (8/105):

وقال ابن عدي : حدثنا محمد بن هارون بن حسان ، حدثنا صالح بن أيوب ، حدثنا حبيب بن أبي حبيب ، حدثني مالك قال : يتنزل ربنا – تبارك وتعالى – أمره ، فأما هو ، فدائم لا يزول . قال صالح : فذكرت ذلك ليحيى بن بكير ، فقال : حسن والله ، ولم أسمعه من مالك . قلت : لا أعرف صالحا ، وحبيب مشهور ، والمحفوظ عن مالك – رحمه الله – رواية الوليد بن مسلم أنه سأله عن أحاديث الصفات ، فقال : أمرها كما جاءت ، بلا تفسير . فيكون للإمام في ذلك قولان إن صحت رواية حبيب .

«Ибн Ади сказал: “Мухаммад ибн Харун ибн Хассан нам, что Салих ибн Аюб сообщил ему, что Хабиб ибн Аби Хабиб сообщил ему слова Малика: «Нисходит наш Господь – то есть Его повеление, а что касается Его – то Он вечный и не исчезает»”. Салих сказал: “Я передал это Яхье ибн Бакиру, и он сказал: «Хорошо, клянусь Аллахом, но я не слышал этого от Малика»”.

Я – аз-Захаби – скажу: “Я не знаю Салиха, а Хабиб известен. От Малика сохранилось сообщение от аль-Валида ибн Муслима, что он спросил о хадисе о качествах, и тот ответил: «Проходите их так, как они пришли – без разъяснения». Если версия Хабиба достоверна, то значит, у имама Малика относительно этого раздела два мнения”».

Что касается высказывания, которое распространяют ваххабиты – «Аллах на небесах, а Его знание везде», – то оно недостоверно из-за проблемы с рассказчиком Абдуллахом ибн Нафи’.

Шейх Вахба Сулейман аль-Гавуджи сказал в примечании к книге «Идах ад-Далиль» имама Ибн Джамаа (Дару-с-Салям: с. 82):

وما يرويه سريج بن النعمان عن عبد الله بن نافع عن مالك أنه كان يقول : » الله في السماء وعلمه في كل مكان » لا يثبت.

«И то, что передано Сурайджом ибн Ну’маном от Абдуллаха ибн Нафи’а от Малика: “Аллах фи-с-сама (в небе), а Его знание везде, и не скроется от Него ничего”, – не подтверждено!» – и далее шейх привёл высказывания мухаддисов об Абдуллахе ибн Нафи’.

Но даже если бы оно было достоверным, то в этом высказывании нет проблемы. То, что Аллах охарактеризовал Себя в Кyр`ане выражением «фи-с-сама» في السماء (букв.: в небе), ни для кого не секрет. А проблема возникает лишь при буквальном переводе этих текстов. В этих же словах подтверждается то, что пришло в Коране, без толкования и разъяснения, а это тафвид.

В итоге мы узнали, что позиция имама Малика относительно текстов о сифатах была следующей:

– проходить их как есть, без придания образа и без толкования. А «имрар» (الإمرار) – «прохождение» означает отказ от углубления в их смысл и в то, что имеется в виду, как это подтверждают Ибн аль-Джаузи и аз-Захаби. Это совпадает с позицией остальных имамов-саляфов;

– не рассказывать перед простыми людьми тексты о сифатах, буквальный смысл которых внушает мысль о подобии Аллаха творениям;

– таъвиль хадиса о нузуле, как подтверждает Ибн Абдиль-Барр.

 

ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ АБУ ХАНИФА

ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ МАЛИК ИБН АНАС

 

Абдул-Карим аль-Кунаби

По материалам: https://darulfikr.ru/

Комментарии Вход