Взаимоотношения Пророка ﷺ с иудеями: Изгнание Бану Надира из Медины

22 январь 2024 317 0
Режим чтения

Перед тем, как рассматривать данную тему, необходимо рассказать о смерти Каб ибн Ашрафа. Он принадлежал сынам Надира и являлся поэтом; всегда порочил Пророка Мухаммада ﷺ и мусульман. Он не мог смириться с тем, что мусульмане одержали победу в битве при Бадре. Он настолько был возмущен этим, что произнес следующие слова: «Лучше провалиться сквозь землю». Отправившись в Мекку, Каб ибн Ашраф своими стихами подстрекал Курайшитских язычников против Пророка ﷺ. Вернувшись в Медину, он начал писать любовные стихи женам мусульман.

В один из дней Досточтимый Пророк ﷺ сказал своим сподвижникам следующее: 

«Кто готов сразиться с Каб ибн Ашрафом? Ведь он притеснял Аллаха и Его Посланника» (Абу Дауд, III, 211).

Мухаммад ибн Маслама из племени Аус согласился убить Каб ибн Ашрафа. Мухаммад ибн Маслама вместе с группой мусульман, в которой был его молочный брат Абу Наиля, подготовил план и убил его в своей крепости. (Ибн Хишам, II, 51-58; Ибн Сад, II, 31-34)

В битве при Ухуде сыны Надира пришли в штаб язычников и натравили их против мусульман. Кроме этого они несколько раз вызывали мусульман на поединок, даже пробовали организовать покушение, однако их планы не увенчались успехом. Досточтимый Пророк ﷺ сделал им предупреждение. Тем временем, произошло событие, которое открыло новую страницу во взаимоотношениях с сынами Надира. Амр ибн Умайя ад-Дамри, спасшийся в трагедии при Бир аль-Мауна, случайно убил двух человек, которым Досточтимый Пророк ﷺ предоставил защиту.

Согласно Мединскому договору, сыны Надира должны были участвовать в выплате выкупа за этих убитых людей. Поэтому Досточтимый Пророк ﷺ отправил группу сподвижников к сынам Надира, в которой были Досточтимый Абу Бакр, Досточтимый Умар и Досточтимый Али. Поначалу Иудеи хорошо обращались с Досточтимым Пророком ﷺ; они согласились участвовать в выплате выкупа и предложили ему немного отдохнуть. Однако они планировали сбросить камни на Пророка ﷺ и его сподвижников, когда они будут отдыхать под тенью стены. Этот план был придуман Хуяй ибн Ахтабом, являвшимся одним из председателей Иудеев. Саллам ибн Мишкам, являвшийся одним из лидеров Иудеев, пытался предотвратить данное покушение, ведь это означало прекращение договора с мусульманами. Когда Амр ибн Джихаш готовился скинуть камень, Пророк ﷺ почувствовал опасность и, сделав вид, что ему нужно отойти по своим нуждам, направился прямо в сторону Медины. Не сумев воплотить свой замысел, Иудеи сказали сподвижникам следующее: «Абу’ль-Касим покинул нас, не дождавшись пока мы выполним его просьбу».

Позднее сподвижники отправились на поиски Досточтимого Пророка ﷺ. От путника, пришедшего из Медины, они узнали, что Пророк ﷺ отправился в город и отправились следом за ним. Досточтимый Пророк ﷺ сказал мусульманам, что сыны Надира хотели убить его, и повелел им готовится к сражению. Отправив Мухаммада ибн Маслама к сынам Надира в качестве посла, он напомнил им об измене и вероломстве и повелел покинуть Медину в течение десяти дней. На это сыны Надира начали готовиться к выселению. Абдуллах ибн Убай, являвшийся главой лицемеров, хотел, чтобы сыны Надира оказали сопротивление, пообещав оказать им помощь со стороны арабов и других Иудеев. Двухтысячное войско, сформированное из членов его племени и других арабских племен, обещало сражаться за них до последней капли крови. Хуяй ибн Ахтаб, поверив словам Абдуллы ибн Убая, решил оказать сопротивление Досточтимому Пророку ﷺ и сказал следующее: «Мы не покинем свою родину, можешь делать, что пожелаешь».

Восемнадцатого числа месяца Рабиуль-авваль 4/29 июня 625 года Пророк ﷺ отправился к сынам Надира и призвал их заключить соглашение. Однако Иудеи отказались от этого и начали кидать в него камнями и обстреливать из лука. Тем временем, мусульмане начали срезать неплодородные финиковые деревья, принадлежавшие сынам Надира, в качестве военной тактики. Это делалось для облегчения атаки. Осада длилась на протяжении пятнадцати дней. Сыны Надира согласились покинуть Медину, не дождавшись обещанной помощи от Абдуллы ибн Убайя и содействия от племени Курайза. Согласно заключенному соглашению, они погрузили свое имущество на верблюдов, взяли своих жен и детей и покинули Медину.

Чтобы не показывать своего огорчения, они весело прошли мимо рынка Медины. Большинство сынов Надира, среди которых были и знатные люди, осталось в Хайбаре (Макризи, 181), а остальные отправились в Сирию. Оставив свою семью в Хайбаре, Хуяй ибн Ахтаб отправился в Мекку, чтобы настроить Курайшитских язычников против Досточтимого Пророка ﷺ. Осада рвов началась из-за их деятельности. Несколько людей из сынов Надира были оставлены в Медине, так как являлись мусульманами. Посоветовавшись с ансарами, Досточтимый Пророк ﷺ отдал земли сынов Надира переселенцам и двум беднякам из числа ансар. (Вакиди, I, 363-383; Ибн Сад, II, 57-59; Ибн Хишам, II, 190-203; Табари, II, 550-555; Макризи, 178-183)

Одна из сур Священного Кyр`ана под названием Хашр была ниспослана из-за сражения с сынами Надира. Именно по этой причине она называется «Сура Бану Надир» (Бухари, VI, 58). Причина ниспослания данной суры заключается в том, что сыны Надира нарушили соглашение, заключенное с Досточтимым Пророком ﷺ.

Сура начинается с аята, в котором говорится о величии Аллаха. Значения аятов, связанных с этим случаем, можно резюмировать следующим образом: В них говорится о том, что мусульмане смогли изгнать сынов Надира из Медины, благодаря позволению и помощи Аллаха; что мусульмане и сыны Надира заранее не знали об этом и все люди должны извлечь уроки из этого случая; что изгнание является самым легким наказанием для общества, которое нарушило свою клятву, утратило веру и основные ценности; что такое общество заслужило наказание в земном и загробном мирах. Выясняется, что вырубка финиковых деревьев происходила с позволения Аллаха.

Также в этих аятах сообщается о распределении трофеев, полученных от не мусульман без использования оружия; о поддержке лицемеров, которую они оказывали сынам Надира; о следующих словах лицемеров, сказанных Иудеям: «Если вы будете изгнаны из своего края, мы уйдем с вами. Если вы ввяжетесь в сражение, мы непременно окажем вам поддержку»; о том, что лицемеры не покинут свою родину, если Иудеи будут изгнаны, и не окажут поддержку, если они ввяжутся в сражение. Далее говорится о том, что они не будут сражаться с мусульманами в неукрепленных городах или не находясь под защитой; что они кажутся компактным обществом, однако на самом деле они разбросаны по всей территории. (См.: Вакиди, I, 380-383; Эмин Ышык, «Сура Хашр», РИЭ, XVI, 424-426)

 

Продолжение следует...

Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки, из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 296-316

По материалам: https://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход